Необходимый другим странам опыт Исландии
- Самая большая генетическая лаборатория в мире
- Победа над (((банковской системой)))
- Отучение подростков и взрослых людей от курения, алко, наркотиков
Как Исландия стала самой большой генетической лабораторией в мире
Полная генеалогическая структура 330-тысячного населения Исландии и её географическая изолированность создали уникальные условия для генетических исследований. За последнее десятилетие исландские учёные совершили несколько важных открытий, собрали гены половины населения, научились изолировать неблагополучные гены и узнали биологическую цену гениальности.
Больше, чем просто анти-инцест
В 2013-м мировые СМИ пестрели заголовками об исландском мобильном приложении, предупреждающем об угрозе кровосмешения. Разработавшие её молодые программисты, называющие себя Sad Engineer Studios, говорят: «Многие считают, что это здорово — иметь в телефоне приложение, проверяющее, насколько тесно ты связан с человеком, которого встретил. Но речь не только о свиданиях с определёнными последствиями. Интерес к родословной — это вообще наша национальная черта», — объясняет AP разработчик Хаукон Трастар Бйорнссон. Это подтвержают исландские саги, содержащие подробные описания происхождения их героев.
Поводом для создания приложения, названного Íslendingaapp, стал 10-ый юбилей оцифровки базы данных Íslendingabók — «Книги исландцев». Проект профинансировала исландская генетическая компания deCODE genetics. Ещё в 1997-м deCODE запустила на основе архивных материалов ресурс, благодаря которому почти каждый исландец может узнать о своих предках вплоть до начала заселения острова в Х веке.
#deCODE располагает данными половины взрослого населения страны. Компания уверенно держит статус лидера в своей сфере, состязаясь за первенство с американским Институтом Броуда и британским Институтом Сенгера.
В Исландии, где в лето в среднем у 150 женщин и трёх мужчин диагностируют рак молочной железы, активно обсуждали решение Анджелины Джоли пройти мастэктомию из-за наличия у неё мутации гена BRCA1. Эта мутация наряду с мутацией гена BRCA2 увеличивает риск появления заболевания. Однако исландские генетики предупреждают, что это не единственный канцерогенный фактор.
Йоурун Эрла Эйфйорд, глава молекулярно-генетической лаборатории по исследованию рака при Университете Исландии, полагает, что ситуация намного сложнее и требует более тщательного рассмотрения. Лишь 7% исландцев с раком груди были носителями мутации BRCA. «Это значит, что мутировавший ген BRCA — не самая главная причина появления болезни, — объясняет мне Йоурун. — Кроме того, не у всех женщин, у которых его обнаружили, она впоследствии развивается». Поэтому мастэктомия — не лучший способ её предотвращения, резюмирует Эйфйорд.
Коллега Йоурун профессор Хельга Маргрет Огмундсдоуттир тестирует в своей лаборатории альтернативное средство, чтобы проверить, как оно может повлиять на отдельного пациента c раком груди (здесь полагаются на индивидуальный подход), который является носителем генов с особой исландской мутацией. «Мы разработали технику создания так называемых линий клеток, извлечённых из опухоли. С их помощью мы тестируем новое лекарство, которое пока что показывает высокую эффективность», — рассказывает Apparat Хельга.
Гены курильщика
Специалисты deCODE проанализировали ДНК почти 11 тысяч курящих исландцев. Восемь из десяти курильщиков генетически предрасположены к развитию рака легких. Просканировав геномы больных и контрольной группы, учёные нашли участок ДНК на хромосоме, отвечающий за эту тенденцию. У половины исследуемых — гены с одним набором этой канцерогенной мутации, что увеличивает их риск на 30% по сравнению с курильщиками без мутации. У носителей двух наборов мутации — предположительно, десятой части населения страны — шансов заболеть на 80% больше. Как быть?
Зависимость — это всегда комбинация генетического фактора и окружающей среды, отмечают в deCODE. «Мы нашли общий вариант в никотиновых рецепторах, который, оказывается, не влияет на то, начнёте вы курить или нет, — делится с Apparat Уннюр Сорстейнсдоуттир. — Человек может унаследовать предрасположенность к зависимости от никотина, но её активация — результат неспособности совладать с желанием попробовать. Так что лучше воздержаться от первого раза».
Медицина предотвращения, о которой мечтают сотрудники компании, в теории может предупредить исландцев с вредными врождёнными наклонностями, с чем им лучше не экспериментировать. Где же подобное в России? Ушло на многочисленные дворцы с аквадискотекой и казино.
1% населения Исландии находится на грани между безумием и ярко выраженной креативностью. Генетические факторы, увеличивающие риск появления шизофрении и биполярного расстройства, чаще находят у людей так называемых творческих профессий — писателей, музыкантов, танцоров, художников. Продавцов, разнорабочих и фермеров с подобными задатками в четыре раза меньше.
«Прогресс генетики в Исландии за последнее десятилетие возбуждает воображение», — бодро делится со мной своими наблюдениями 42-летний исландский писатель и бывший кандидат в президенты Андри Снаер Магнасон. Спрашиваю, как ему затея и верит ли он в то, что гений можно унаследовать. «Я скептически отношусь к теории, что творческие способности — это наследственное, но я думаю, что у меня есть креативные гены, — размышляет Андри. — Что мне ещё остается думать, если у меня в семье все доктора?»
Молодой кинорежиссер Оскар Кристинн Вигниссон сдал свой образец, но всё же задается вопросом: «А что такое творчество вообще? Мои родители не были творцами в каком-то экстравагантном понимании этого слова, но мой отец был меломаном, и в нашем доме постоянно звучала хорошая музыка. Он дизайнер. А мой дед чрезвычайно предприимчивый бизнесмен — он обожает решать проблемы. Творчество ли это?»
От науки к бизнесу
Исландские университеты предоставляют исследователям гибкие возможности для поиска того, что им действительно интересно. Студенты могут пропустить магистратуру, если у них появится идея для научной разработки, и сразу взяться за докторскую диссертацию, паралельно запуская стартап. Именно так сделала Сандра Мйолл Йоунсдоттир-Буч, создав компанию Platome Biotechnology.
Ей всего 27. В свободное от деловых переговоров время она преподаёт диагностику генетических заболеваний в Университете Исландии. Пять лет назад Сандра и её сотрудники нашли выгодное применение просроченной крови: тромбоциты из неё можно использовать, чтобы обезпечить выживание стволовых клеток в лабораторных условиях. Это альтернатива кровяной сыворотке, которую извлекают из зародышей телят. Ноу-хау поможет выращивать человеческие органы, уменьшая риск отторжения и принеся долгожданный покой борцам за права животных. Здесь самые благоприятные условия для того, чтобы заниматься наукой. Намного сложнее начинать собственное дело. «Мы производим высококачественную, более безопасную продукцию из того, что другие просто-напросто выбрасывают».
По данным консалтинговой компании Grand View Research, объём стремительно развивающегося рынка клеточных культур к 2022 лету достигнет 37 миллиардов долларов.
+++
«По двум отдельным постановлениям Верховный суд Исландии и Окружной суд Рейкьявика осудили троих высокопоставленных управляющих Landsbankinn, двоих управляющих Kauping и одного знаменитого инвестора за преступления, совершённые накануне финансового краха 2008-го. Эти поставления увеличили число осуждённых банкиров и финансистов до 26 человек, а их общих тюремный срок до 74 лет».
В статье отмечается, что действия властей Исландии принципиально отличаются от действий США, в которых судебное преследование высокопоставленных финансистов — дело почти что из области фантастики. Ни одного высокопоставленного банкира США не обвинили за финансовый кризис 2008-го, хотя именно США стали его главной причиной. В Исландии же сейчас максимальный срок для финансовых преступлений составляет шесть лет, но уже идут дебаты на тему его увеличения.
«Мы оказались достаточно умны, чтобы не следовать за популярными (((ортодоксальными))) верованиями, которые распространялись в западном финансовом мире в течение 30 лет. Мы установили валютный контроль, мы дали банкам рухнуть, мы помогали народу и уклонились от мер жёсткой экономии, которые обрушились на Европу».
Олафур Рагнар Гримссон
В 2003-м все банки Исландии были приватизированы, после чего их владельцы начали бурную деятельность по привлечению иностранных инвесторов, назначив высокие показатели доходности на специальные счета Ice Save, что массово привлекло мелких британских и голландских вкладчиков. Нетрудно догадаться, что рост таких «инвестиций» вызвал рост внешнего долга банков. Если в 2003-м внешний долг Исландии составлял 200% ВНП, то в 2007-м — уже 900%, а мировой финансовый кризис 2008-го привёл к краху банковской системы страны, и в конце лета #Исландия вынужденно объявила банкротство. Три главных исландских банка: Landbanki, Kapthing и Glitnir — были национализированы, крона потеряла 85% стоимости по отношению к #евро, и так далее…
Обычно в таких условиях правительство срочно залезает в долговую кабалу МВФ, далее неизбежно повторяется иллюстрация к притче про коготок птички и её саму целиком. Однако исландцы не дали себя провести ев-гейчикам и пошли другим путём.
«Нам говорили, что если мы не примем условия международного сообщества, то станем северной Кубой. Но если бы мы согласились, то стали бы северным Гаити».
Исландцы вспомнили, что они потомки викингов и не должны позволять себя грабить, и в марте 2010-го на референдуме против выплаты долгов проголосовало 93%.
С тех пор информация о происходящем в Исландии освещается мировыми СМИ весьма скупо, а это, не побоюсь сказать, эпохальное решение всемерно замалчивается. Причина понятна: глобалисты очень не хотят распространения идеи «государствам платить за частные лживые долги (((ростовщиков))) не обязательно».
Генри Форд писал: «Банкир… не способен играть руководящую роль в промышленности. Поэтому не является ли тот факт, что владыки кредита достигли за последнее время огромной власти, симптомом, что в нашей финансовой системе что-то сгнило».
+++
Двадцать лет назад исландские подростки входили в число самых пьющих в Европе. Сейчас ситуация выглядит наоборот. Доля 15–16-летних, которые напивались в течение последнего месяца, сократилась с 42% в 1998-м до 5% в 2016-м; доля тех, кто курит, – с 23% до 3%. Как Исландии удалось добиться этого и сработает ли её опыт в других странах?
Изучая зависимость, профессор Милкмен пришел к выводу, что привыкание неразрывно связано с поведением – первое зависит от особенностей второго. Можно пристраститься к алкоголю, кокаину, автомобилям, деньгам, сексу, калориям, утверждал он (и был прав). А раз так, почему бы не найти «естественное здоровое удовольствие». Что-то, что позволит чувствовать детям себя счастливыми. В 1992-м команда Милкмена выиграла $1,2-миллионный грант и приняла участие в программе, в рамках которой подросткам, употреблявшим алкоголь, наркотики и сигареты, начали предлагать альтернативу. «Мы говорили им: мы не будем вас от чего-то лечить, мы научим вас всему, что вы только пожелаете, – музыке, танцу, искусству, боевым навыкам». Идея была в том, что эти занятия должны запустить в мозге человека те реакции, которые нужны ему, чтобы лучше справиться со стрессом в жизни, – кому-то помогут успокоиться, кому-то, наоборот, дадут драйв и адреналин. Одновременно с детьми работали преподаватели, учившие их лучше понимать самих себя и взаимодействовать с окружающими.
Впервые в стране запретили продажу табака лицам моложе 18 лет и алкоголя тем, кому ещё не исполнилось 20. Реклама сигарет и алкоголя тоже была запрещена; цены на эти товары довольно высоки: пиво стоит $3–8 за 0,5 л, вино – в среднем $18 за бутылку, пачка сигарет – $11. Появился закон – он действует и сейчас, – запрещающий детям 13–16 лет находиться на улице после 22 часов зимой и после полуночи летом. В системе образования возникло звено, соединившее школы и семьи, – родительские организации и школьные советы с обязательными представителями родителей; последних тоже начали учить – тому, как общаться с детьми, зачем нужно проводить с ними больше времени, как заинтересовать ребёнка, чтобы он меньше находился в пустых шатаниях по улице. Многие родители подписали своеобразный пакт о том, что не будут покупать выпивку несовершеннолетним или оставлять их на вечеринках без присмотра. Такие соглашения, считают психологи, позволили укрепить родительский авторитет дома.
Параллельно правительство увеличило субсидии на развитие спортивных, творческих, музыкальных, танцевальных и других клубов, чтобы дать детям возможность изучить что-то новое, почувствовать общность и заботу; семьям с низким уровнем дохода помогали особо. Так, в Рейкьявике, где живёт две трети всего населения страны, правительство выдаёт специальные карты номиналом $250 на 12 месяцев, которые ребёнок может потратить на внешкольную активность.
Опросы показали, что к 2012-му доля 15–16-летних из числа тех, кто проводил свободное время с родителями, удвоилась (она увеличилась с 23% в 1997-м до 46% в 2012-м). Тех, кто занимается спортом четыре и более раз в неделю, также стало заметно больше: 42% против 24%. Число подростков, употреблявших алкоголь, марихуану или табак, наоборот, упало. По словам Янг, беседовавшей с пятнадцатилетней девушкой, та не смогла вспомнить никого из своей школы, кто курил бы или пил.
В Каунасе к программе по оздоровлению образа жизни подростков подключились не только школы, родители и власти, но и церкви, некоммерческие организации, полиция и социальные службы. Для родителей проводятся образовательные курсы, с 2015 лета город предлагает безплатные спортивные занятия три раза в неделю и планирует оплачивать расходы на проезд детям, которые живут далеко от досуговых и спортивных центров. Согласно результатам опросов школьников, которые Каунас проводит регулярно, с 2006 по 2014 лето доля 15–16-летних курящих уменьшилась более чем на 30%, а тех, кто напивался в течение месяца, – почти на 25%. Уровень преступности среди несовершеннолетних в 2014–2015 лета упал на треть.
#будьздоров #зож #спорт #Исландия #генетика #различия #расовыеразличия #факты #курение #убийство #самойубийство #убийстворасы #геноцид #дурнаяпривычка #здоровье #Island #опыт #программа #реабилитация #дети #забота #здравыйподход